Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

161

 

МОТИВЫ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

 

Hennig Werner. Lernmotive bei Schülern. (Psychologische Beiträge. Heft 23). — Volk und Wissen Volkseigener Verlag. — Berlin, 1978. — 96 S.

 

Проблемы учебной мотивации все больше привлекают к себе внимание ученых во многих странах. Ряд классических исследований был проведен в этой области советскими учеными. Интерес немецких психологов к проблемам мотивации во многом связан с широким распространением в ГДР в последние два десятилетия деятельностно-психологических взглядов. Наибольшие успехи психологическая концепция деятельности имела в ГДР в области педагогической психологии (работы А. Коссаковского, И. Ломпшера, Г. Вицлака и других). Принцип деятельности, несомненно, оказал влияние и на содержание рецензируемой книги. Ее автор, Вернер Хенниг, является сотрудником Центрального института по изучению проблем молодежи в Лейпциге.

В первом разделе книги излагается система теоретических понятий, относящихся к области учебных мотивов. Автор указывает на три составляющих понятия «мотив»: мотив как целенаправленное побуждение к действию; как обоснование (Begrundung) действия; как ориентировка в средствах (Mittelorientierung). Первая составляющая мотивов связана с активирующей, побуждающей функцией мотивов.

Выделение второй составляющей мотивов (напомним, что анализ ведется на материале учебных мотивов) обусловлено тем, что всякие учебные действия имеют для учеников субъективное значение. В частности, ученик оценивает результаты своей учебной работы в соответствии с индивидуальными ценностными притязаниями1.

Определение мотива как ориентировки в средствах подчеркивает тот факт, что цели и ценностные притязания реализуются за счет действий или поведенческих актов. С определенной точки зрения действие можно рассматривать как средство реализации ценностных притязаний.

Автор подчеркивает, что подобное расчленение мотивов является искусственным и производится с чисто дидактическими целями: «Реально мотивы в качестве детерминант действия проявляются в своей целостности» (с. 10). В соответствии с вышеизложенным автор дает следующее определение понятия мотив: «Мотивы — это целенаправленные, ориентирующие в средствах побуждения к реализации ценностных притязаний» (с. 17).

Далее автор анализирует специфику влияния мотива на различных фазах (инициации, выполнения и завершения) действия. На фазе инициации мотив выступает как главная детерминанта: он направляет, стимулирует и побуждает действие. На фазе выполнения действия мотив обеспечивает реализацию средств и способов, за счет которых достигается цель действия. Продолжающаяся актуализация мотива обеспечивает постоянный высокий уровень активации действия. На фазе завершения влияние мотива связано с оценкой результатов. Успешное завершение действия способствует подкреплению (Verfestigung) мотивов, что ведет к образованию учебных установок. «Укрепление мотивов есть развитие личности» (с. 24).

Специальный параграф посвящен анализу видов учебной мотивации. Обсуждаются мнения А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона, Г. Розенфельда и других психологов по этой проблеме. Автор выделяет семь видов мотивов учебной деятельности, каждому из которых соответствует свое ценностное притязание: гражданский мотив, учение как подготовка к будущей жизни в социалистическом обществе, т. е. как долг юного гражданина; познавательный мотив, приобретение знаний и навыков; мотив социальной идентификации с родителями (соответствует ожиданиям родителей в области учебы и поведения, которые нельзя не оправдать); мотив социальной идентификации с учителем (соответствует общим требованиям учителя к хорошей учебе и высоким учебным достижениям ученика); мотив переживания (Erlebnismotive) (связан с привлекательностью учебного материала в смысле его «разнообразия и занимательности»); материальный мотив (учение как предпосылка для будущей хорошей материальной жизни); мотив значения (приобретение и/или поддержание высокого социального престижа среди одноклассников).

Автор подчеркивает, что конкретная учебная деятельность всегда полимотивирована. Учебная мотивация должна пониматься как целостность, структурированность мотивов учения.

Второй раздел книги содержит описание и анализ результатов изучения общих мотивов учения у учеников старших классов. Исследование представляло собой долговременное многостороннее наблюдение за учениками, длившееся 5 лет (с VI по X класс). Автор обсуждает проблемы развития и взаимоотношение мотивов учения, зависимости трудового и социального поведения школьников от мотивов учения, связи мотивов учения со школьной успеваемостью, отношения между мотивами учения и мотивами выбора профессии и т. д.

Исследование в целом велось различными методами. Собственно для изучения мотивов учения использовался разработанный автором «тест учебных мотивов» (Hennig, 1969, 1975). Автор частично приводит в книге этот тест, подробно обсуждает его строение и принципы использования. Этот тест позволяет анализировать уровень выраженности

 

162

 

каждого из семи описанных выше учебных мотивов.

Далее приводятся данные по динамике учебных мотивов школьников в период обучения с VI по X класс, а также данные о связях учебных мотивов с другими сторонами деятельности и личности школьников.

В третьем разделе излагаются педагогические выводы и рекомендации по мотивированию учебной деятельности учащихся. Обсуждаются три главных момента: мотивирование и инициация действий, мотивирование и выполнение действий, укрепление мотивов.

Книга представляет собой ценное психолого-педагогическое пособие по проблемам учебной мотивации. Автору удалось на одинаково высоком уровне изложить теоретические представления, данные эмпирического исследования и педагогические рекомендации. Описанный в книге тест на учебную мотивацию может быть использован в практике школьных психологов. Хочется отметить удачное, с нашей точки зрения, построение книги: автор заключает каждый раздел и каждый параграф кратким резюме, облегчающим работу с текстом. Книга будет полезна для психологов, занимающихся теоретическими проблемами учебной мотивации, а также для психологов-практиков и педагогов, имеющих дело с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.

 

А. Г. Лидерс

Москва



1 Мы переводим немецкое Wertanspruch как «ценностное притязание». Данное понятие вводится автором в этом исследовании впервые. Он оговаривается, что оно близко к понятию учения у Леонтьева и Ломпшера и к понятию валентности (Valenz) у Розенфельда (1975), но не тождественно им.