Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

142

 

ТРУДЫ П. П. БЛОНСКОГО — ЦЕННЫЙ ИСТОЧНИК

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

 

А. А. НИКОЛЬСКАЯ

НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва

 

В настоящее время роль П. П. Блонского как выдающегося советского психолога и педагога является общепризнанной. Творчество П. П. Блонского широко и многообразно. К его изучению неоднократно обращались исследователи разных профилей — педагоги, психологи, философы, его взгляды рассмотрены в ряде серьезных научных трудов. Однако все богатство его научных идей далеко еще не исчерпано. Труды П. П. Блонского представляют серьезный интерес не только для ученых, но и для практических работников, связанных с вопросами воспитания и обучения. Огромней фактический материал, собранный и обобщенный П. П. Блонским по вопросам возрастного развития ребенка, четкое и доступное изложение материала, богато иллюстрированное примерами, указание основной литературы для более детального знакомства с отдельными вопросами делают его труды доступными и ценными не только для специалистов, но и для широких кругов читателей, интересующихся данными вопросами.

Многие труды П. П. Блонского по проблемам воспитания и обучения неоднократно переиздавались еще при жизни их автора. Ряд трудов был издан посмертно. Издавались его «Избранные педагогические произведения» (М., 1961) и «Избранные психологические произведения» (М., 1964), вышли в свет его мемуары «Мои воспоминания» (М., 1971). Однако с этого времени прошел значительный срок, и его книги давно исчезли с прилавков книжных магазинов. Поэтому очень отрадным фактом является выход «Избранных педагогических и психологических сочинений П. П. Блонского» в серии «Педагогическая библиотека» (в 2-х т. М.: Педагогика, 1979). Труды П. П. Блонского составляют неотъемлемое звено в системе знаний для читателей «библиотеки», для всех лиц, связанных с педагогическими и психологическими вопросами воспитания подрастающих поколений. Эти вопросы всегда стояли в центре внимания самого П. П. Блонского, и конечной целью всех его научных трудов, как теоретического, так и экспериментального характера, было решение педагогических задач в широком смысле слова, поиск научно обоснованных путей формирования гармонически развитой личности.

 

1

 

Важную роль сыграл П. П. Блонский в постановке и решении многих принципиальных педагогических вопросов. Его интерес к коренным проблемам педагогики и психологии проявился уже в дореволюционный период. Но особенно активно включился он в разработку этих вопросов в послереволюционные годы. Великая Октябрьская революция открыла пути к коренным социальным изменениям. Не было ни одной области жизни, где не осуществлялись бы революционное творчество и искания нового. Школа, образование, воспитание человека — вот область, которая; в эпоху революции была отмечена наиболее напряженным поиском' новых методов и форм педагогической и психологической работы. Проблема участия психологии в коренной перестройке дела народного образования в молодой Советской республике, в изменении и формировании мировоззрения подрастающего поколения' была осознана советскими психологами как одна из первоочередных задач. Советские психологи в первые же послереволюционные годы были вовлечены в сферу педагогических исканий. Психология вошла в круг педагогических наук и прочно заняла место научной дисциплины, обосновывающей педагогику.

Немалая заслуга в этом принадлежит П. П. Блонскому. С первых же дней существования Советского государства П. П. Блонский был активным строителем новой, социалистической

 

143

 

школы, одним из выдающихся деятелей народного образования, пионером перестройки педагогики и психологии на марксистской основе. Педагогическое наследство П. П. Блонского чрезвычайно многогранно. Трудно назвать проблему, которую бы он ни разрабатывал. Его интересы охватывали проблемы воспитания и обучения, начиная от дошкольного возраста и кончая вузовским преподаванием. Являясь выдающимся теоретиком советской педагогики, он внес большой вклад в разработку важнейших общепедагогических проблем, глубоко и обстоятельно исследовал применительно к задачам школьного образования такие вопросы, как сущность и задачи воспитания, связь обучения с жизнью и трудом, содержание общего и политехнического образования, формы и принципы обучения. Характерной особенностью П. П. Блонского как педагога было стремление новаторски подходить к самым различным вопросам воспитания, привлекать к их разработке результаты своих научных исследований.

Активная научная, педагогическая и организационная деятельность П. П. Блонского в 20-е гг. была очень популярна, получала отклик во всей стране. Его книги и учебники неоднократно переиздавались. Несколько книг П. П. Блонского находилось в кремлевской библиотеке В. И. Ленина. По рекомендации В. И. Ленина П. П. Блонский был введен в состав научно-педагогической секции Государственного ученого совета; высоко ценила П. П. Блонского и проявляла дружеское участие к его жизни и деятельности Н. К. Крупская.

Значительная часть работ П. П. Блонского посвящена проблемам, смежным для психологии и педагогики. Отстаивая самостоятельность педагогики как науки, П. П. Блонский в то же время неизменно подчеркивал строгую обязательность психологических данных для правильной организации педагогического процесса, а изучение общих проблем психологии он, как правило, связывал с задачами педагогической практики. Ему по праву принадлежит место одного из основоположников советской педагогической психологии.

Решая проблемы воспитания и обучения, П. П. Блонский неустанно пропагандировал необходимость знания возрастных особенностей и возрастных возможностей детей, выявления общих закономерностей детского развития. В связи с этим он серьезное внимание уделял анализу основных понятий, предмета, методов и задач изучения возрастного развития, его показателей — как физических, так и психических. Особенно подчеркивал он значение правильной организации изучения ребенка, использования адекватных методов этого изучения, важность выявления причин того или иного явления в поведении ребенка и настойчиво напоминал, что в подходе к ребенку всегда необходимо помнить, что ребенок — существо развивающееся и то, как пойдет его развитие, в основном зависит от правильного педагогического подхода к этому процессу.

В изучении возрастных особенностей детей П. П. Блонский всегда руководствовался идеей целостного изучения ребенка. Он подчеркивал необходимость рассматривать ребенка и как духовное, и как телесное существо, изучать его психические и физические свойства в комплексе, а не изолированно, прослеживать их взаимовлияние и взаимодействие. На основе установления корреляций между антропометрическими, физиологическими и психологическими свойствами он сделал попытку дать целостное представление об особенностях ребенка на различных этапах возрастного развития. Собранный и обобщенный П. П. Блонским материал дает содержательное, основанное на результатах длительного научного изучения, но изложенное в доступной для широкого читателя форме представление об особенностях детей в те возрастные периоды, когда происходит их наиболее интенсивное развитие и особенно важна правильная организация педагогических воздействий. Его труды содержат богатый материал, характеризующий духовную и физическую жизнь детей, начиная с раннего и кончая подростковым возрастом.

Важнейшим условием для понимания особенностей возрастного развития и для правильной организации воспитания и обучения П. П. Блонский считал изучение значения игры, учения и труда в развитии ребенка, роли общения в становлении личности. Поэтому, характеризуя ребенка того или иного возраста, он стремился показать его в ходе занятия специфической для этого возраста деятельностью; особое внимание уделял он взаимоотношениям ребенка в коллективе, а в подростковом возрасте — вхождению в общественно-политическую и профессиональную жизнь. Своеобразие возрастных особенностей он связывал с той ролью, которую тот или иной вид деятельности играет в жизни ребенка. Так, рассматривая вопрос о роли труда и игры в жизни ребенка, он показал, что не самый факт игры отличает дошкольника от школьника, а то, что игра составляет центр всей духовной жизни дошкольника. Школьный же возраст характеризуется расчленением игры и учебной работы, труда; школьник также играет, но игра в этом возрасте отходит на задний план, а главным в его жизни становится учение как таковое, что и определяет своеобразие школьного возраста.

Огромное внимание П. П. Блонский уделял анализу процесса учения, которое он трактовал как сложную деятельность, зависящую от многих факторов и в свою очередь являющуюся важнейшим условием духовного развития. Вне воспитания и обучения, настойчиво подчеркивал он, невозможно развитие ребенка, без систематического обучения человек не может овладеть достижениями современной культуры и стать полноценным членом общества. П. П. Блонский исходил из многообразия факторов, лежащих в основе учения, указывая на его преимущественную зависимость от развития высших умственных процессов. В связи с этим он много внимания

 

144

 

уделял анализу психологических основ овладения грамотой и счетом, изучению условий успешного усвоения знаний, раскрытию мотивов учения, особенностям контроля и самоконтроля в ходе учения. Стремясь помочь учителю в решении важнейших педагогических задач, П. П. Блонский особое внимание обратил на научное обоснование учебных программ, на поиски содержания и структуры занятий, соответствующих особенностям духовного мира детей на разных ступенях возрастного развития, отвечающих их потребностям и интересам. Для этого, считал он, необходимо прежде всего выяснить особенности мышления детей, узнать, о чем чаще всего думает ребенок, каковы представления детей, на что в первую очередь направляется интерес и внимание ребенка, чего и почему ребенок не понимает и т. п. Занявшись изучением этих вопросов, П. П. Блонский развернул широкую экспериментальную работу, которую продолжал до конца жизни, сосредоточившись преимущественно на проблемах памяти и мышления. По этим проблемам он собрал и обобщил огромный научный материал. Базируясь на этих данных, он стремился указать наилучшие способы педагогического воздействия на умственное развитие ребенка, определить оптимальные пути его воспитания и обучения.

Педагогическую деятельность П. П. Блонский рассматривал как неразрывное единство воспитания и обучения, придавая вопросам воспитания не меньшее значение, чем вопросам обучения. Он дал глубокий анализ как общих принципов воспитания, так и путей научно обоснованного руководства различными сторонами воспитания.

В определении общих воспитательных задач для П. П. Блонского всегда были свойственны гуманистический и демократический принципы. Процесс воспитания он рассматривал как процесс двустороннего взаимодействия, в котором активны, обе стороны — и воспитатель и воспитуемый. Он горячо выступал против трактовки воспитанника как пассивного существа, подчеркивая необходимость развития активности личности. В связи с этим он дал критику теорий, ориентирующихся на пассивность воспитуемого, высказал убеждение, что только то воспитание действительно плодотворно, которое обращается к собственным силам воспитываемой личности, развивает ее как бы изнутри. «Именно личность ребенка во всем ее своеобразии — основа воспитания», — утверждал он. Вместе с тем он подчеркивал, что нельзя внимание к личности превращать в культ детской личности. Внимание к ребенку должно быть вниманием к процессу формирования детской личности, которое предполагает стремление разобраться в интересах и потребностях ребенка, всемерно развивать его интеллектуальные и нравственные качества, будить в нем чувство красоты и справедливости, побуждать его к творчеству. Чрезвычайно большую роль в этом П. П. Блонский отводил личности учителя. Он страстно призывал учителя быть простым и сердечным в обращении с детьми, быть внимательным к их внутренней жизни. «Любите не школу, а детей, приходящих в школу», — говорил он.

П. П. Блонский пытался найти свой путь изучения личности, много сделал для выяснения сущности детской личности, для изучения ее потребностей, интересов, желаний, поставил вопрос о возможности их регулирования и воспитания.

 

2

 

Отстаивая идеал гармонически развитой личности, П. П. Блонский уделял внимание всем аспектам воспитания — физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому, половому, которые он рассматривал не изолированно, а в их взаимосвязи и с точки зрения общей конечной цели воспитания — подготовки человека к жизни в обществе.

Критикуя бытовавшую систему физического воспитания, П. П. Блонский указывал на ее основной недостаток — искусственность, отрыв от естественной деятельности ребенка и других сторон воспитания, в результате чего происходит заучивание ряда скучных, отвлеченных, искусственных движений («приседаний», «поворотов бедер» и т. п.), ничего не говорящих ни уму, ни сердцу, но не достигается даже элементарная цель физического воспитания — закаливание организма и выработка основных гигиенических навыков. Помимо здоровья, считал П. П. Блонский, физическое воспитание должно обеспечить развитие ловкости в широком смысле слова — как воспитания действий, достигающих цели при минимуме затраты энергии. И в этом плане физическое воспитание координируется с умственным. Поэтому уже в начальной школе необходимо приобщать ребенка к основным видам спорта, труда и искусства (катание на коньках, лыжах, плавание, обращение со столярным инструментом, огородничество и т. п., а также, занятие рисованием, лепкой, музыкой). Физическое воспитание, отмечал П. П. Блонский, должно также способствовать развитию мужественности, понимаемой как решительность и осмотрительность. Хорошим средством развития этого человеческого качества он считал большинство групповых подвижных игр. Кроме мужества в такого рода играх развивается и чувство товарищества. Здоровый, ловкий и мужественный человек — таким должен быть основной результат физического воспитания, считал П.  П.  Блонский.

Очень много внимания П. П. Блонский уделял вопросам умственного воспитания начиная с раннего возраста. Особое значение придавал он организации правильных общих условий умственного развития, указывая на их роль в формировании высших интеллектуальных функций. Овладение методами логического мышления и искусством точной речи в ходе возрастного развития и умственного воспитания является необходимой основой для творческого труда. Важнейшее значение в первоначальном умственное развитии П. П. Блонский придавал развитию умения наблюдать, делать из наблюдений

 

145

 

правильные выводы и правильно оперировать категорией отношения. Привычка к преднамеренному, неслучайному наблюдению, отмечал П. П. Блонский, не складывается стихийно, ее надо настойчиво вырабатывать. При этом следует помнить, что наблюдения ребенка обычно слишком скороспелы, что он склонен к поверхностным обобщениям. Поэтому надо постепенно учить ребенка понимать, что только то обобщение правильно, которое основано на открытии причинной связи.

Основными средствами интеллектуального развития в первоначальный период П. П. Блонский считал родной язык и математику.

В организации овладения языком П. П. Блонский важнейшее значение придавал упражнению ребенка в назывании и классификации предметов. Их он рассматривал и как предметный урок, и как урок логики, и как урок грамматики. В процессе называния ребенок не только получает представление о предмете, но и учится подводить полученное впечатление под зафиксированное в слове понятие, а в, ходе классификации развивается умение подводить индивидуальные понятия под родовые. При этом он также учится отличать предметы одушевленные и неодушевленные, единичные и множественные (в грамматике — имена собственные и нарицательные), приучается отыскивать качества (имена прилагательные) и сравнивать однокачественные предметы друг с другом (степени сравнения). Обозначение какой-либо деятельности наталкивает ребенка на мысль о ее причинности, о возможности ее разложения на составные формы. Таким образом, знакомясь с вещами, классифицируя их, наблюдая, какие они, что с ними делают, ребенок осваивается с основными категориями человеческой мысли: вещью, качеством и действием, приобретает некоторые навыки нахождения сходства и различия между вещами, сравнения их.

Усвоение категории отношения П. П. Блонский связывал с анализом предложения. Записывая наблюдения, ребенок легко замечает, что слова изменяют сдою форму в зависимости от различия в реальных отношениях (пространственных или временных). Одновременно дети выясняют и функцию предлогов. Поэтому П. П. Блонский считал основной целью первоначального обучения языку выработку у ребенка умения пользоваться предлогом как средством точного выражения отношений предметов. Дальнейшая задача — приучить пользоваться падежами для точного выражения мыслей, для умелого выражения посредством их реальных отношений.

Таким образом, обучение грамматике П. П. Блонский рассматривал как развитие у ребенка умения подчинять процесс речи логическому строю мыслей. Это не означает отождествления логики с грамматикой, а свидетельствует о тождественности способа образования навыка логически мыслить со способом образования навыка точно выражать в словах понятия. В этом П. П. Блонский видел ключ к подлинному овладению языком. При этом он неоднократно подчеркивал необходимость не только теоретического знания, но главным образом практического развития чувства языка, привычки искать наиболее подходящую форму глагола, самый подходящий предлог или падеж и т. п.

Вторым (наряду с языком) важнейшим средством развития детского ума П. П. Блонский считал математическое воспитание. Математическая речь, по его мнению, является идеальной в отношении краткости и точности выражения. Поэтому, считал он, надо воспитывать в ребенке привычку и умение выражать по возможности все свои наблюдения в математической форме. Особое значение в связи с этим он придавал классификации однородных предметов: знакомясь с предметами, классифицируя их, ребенок приучается считать их и таким образом приучается выражать свои наблюдения математическим языком.

В основе всякого счета и всякого измерения лежит понятие отношения. Поэтому, считал П. П. Блонский, надо математику рассматривать как науку об отношениях и к математической задаче подходить как к установлению определенных отношений между числами, как к составлению определенного уравнения. Тогда, подчеркивал он, сущность математической задачи, как числовой формулировки отношений между явлениями, будет для детей ясна. Иными словами, утверждал он, речь идет не столько об обучении математике, сколько о математическом воспитании детского ума.

Подчеркивая роль развития логического мышления в умственном воспитании ребенка, отстаивая необходимость вооружения его методами умственной работы, П. П. Блонский в то же время не забывал о том, что мышление развивается на определенной основе, базируется на уже усвоенных знаниях, и если их нет, то нет и основы для его развития. Поэтому он неоднократно напоминал о необходимости заботиться о приобретении прочного запаса знаний, об овладении основами наук, обосновывал пути наиболее рационального усвоения учебного материала.

Развивая гуманистический принцип в воспитании, П. П. Блонский много сделал для выяснения основ и принципов нравственного воспитания. Он отрицал возможность нравственного воспитания путем внешнего принуждения. Основой нравственного воспитания он считал правильные взаимоотношения между ребенком и взрослым, отношения любви и доброжелательности между ними. Важнейшее значение в нравственном воспитании, особенно в дошкольном возрасте, он придавал взаимоотношениям в семье. Ласка, задушевные беседы являются естественным средством нравственного воздействия на ребенка, а запрещения, приказания, наказания скорее вредят нравственному развитию. При этом, подчеркивал он, осуществление нравственного воспитания в семье возможно только при том условии, что семья здоровая, трудовая, без всяких неурядиц.

 

146

 

Нравственное воспитание П. П. Блонский тесно связывал с умственным и эстетическим развитием, подчеркивал необходимость и важность усвоения родной культуры, воспитания любовного и бережного отношения к природе.

Большую роль сыграл П. П. Блонский в борьбе с теорией моральной дефективности, имевшей распространение в 20-е гг. и служившей основой зачисления трудных в воспитательном отношении детей (большей частью детей, ставших беспризорными в результате гражданской войны и трудностей послевоенного строительства) в категорию морально дефективных. П. П. Блонский доказал, что отклонения в нравственном развитии не являются каким-либо самостоятельным заболеванием, а представляют собой или результат умственного недоразвития, некоторых органических заболеваний (часто эпилепсии) или нередко следствие ошибок в воспитании. Обоснование необходимости различать медицински и педагогически запущенных детей сыграло важную роль в выяснении основ правильного, научного подхода к трудным детям и неуспевающим школьникам. П. П. Блонский настойчиво подчеркивал, что превращение ученика в неуспевающего или, трудного — это процесс, и задача педагога вовремя и умело вмешаться в этот процесс и направить его по правильному руслу.

Очень большое место в творчестве П. П. Блонского занимали вопросы трудового воспитания. Он явился одним из основных теоретиков советской системы трудового воспитания и политехнического обучения. Свою теорию трудового воспитания он строил, исходя из трактовки труда как вида человеческой деятельности, находящегося в тесном соотношении с другими основными ее видами — игрой и художественной деятельностью. Характер этого соотношения он ставил в зависимость от возрастного развития ребенка. В дошкольном возрасте все эти виды деятельности еще недостаточно отдифференцированы друг от друга. Даже посильный бытовой труд у дошкольника во многом сходен с игрой. На у-школьника, даже младшего, граница между игрой, трудом и художественной деятельностью становится уже достаточно четкой. В свою очередь, труд младшего школьника своеобразен по сравнению с трудом старшего школьника. Для младшего школьника характерен легкий ручной труд, а труд старшего школьника приближается к работе в общественном производстве.

П. П. Блонский рекомендовал организовывать трудовое, воспитание с учетом характерных черт труда в каждый возрастной период. Для дошкольника он считал необходимым уделять основное внимание простым занятиям по ручному труду и элементарным трудовым занятиям по уходу за животными и растениями. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже ощущает потребность в труде. Трудовые занятия в этом возрасте являются прекрасным средством развития произвольного внимания, могут стать источником знаний о свойствах материалов и биологических знаний, а также ряда практических умений. Труд дисциплинирует ребенка и делает его более организованным. В занятиях по ручному труду развивается мускулатура кисти, в частности пальцев, что очень важно для подготовки к школьному обучению. Однако, предупреждал П. П. Блонский, свою положительную роль труд играет лишь при соблюдении определенных условий. Он должен соответствовать возрастным возможностям ребенка, не должен содержать ничего наносящего вред его здоровью, умственному развитию и характерному для дошкольника стремлению к игре. В дошкольном возрасте ребенок еще не способен к длительному усилию и достижению далеких целей. Поэтому цели, которые ставятся перед его трудовой деятельностью, могут быть только простыми, вполне понятными и способными увлечь его, к тому же посильными и близкими. И главное, что подчеркивал П. П. Блонский, при организации трудового воспитания на всех ступенях необходимо, чтобы труд ребенка был подчинен воспитательным задачам; нельзя занимать ребенка трудом, не имеющим воспитательного и образовательного значения.

В школьном возрасте труд ребенка становится трудом как таковым. Для младшего школьника это преимущественно легкий ручной труд с материалами, имеющими сравнительно небольшое сопротивление (бумага, мягкие породы дерева и т. п.). Поэтому П. П. Блонский считал очень важным изучение особенностей развития работающей руки ребенка, выяснение ее отличительных особенностей от руки взрослого. Как показали исследования, детская рука очень чувствительна к боли, давлению; несовершенны совместные действия обеих рук, координация руки и глаза значительно хуже, чем у взрослого. Но зато в детском возрасте чрезвычайно велика способность к упражняемости, к тому же приобретенный навык обнаруживает очень большое постоянство в работе, даже при неблагоприятных условиях: Поэтому младший школьный возраст и является, по мнению П. П. Блонского, наиболее подходящим для воспитания рабочих движений, развития трудовых умений и технических интересов. Но при этом, предупреждал он, несмотря на большую упражняемость в этом возрасте недопустимо превращение трудового обучения в голый тренаж рабочих движений. Необходимо, чтобы ребенок понимал общий смысл, цель и конечный результат производимой работы, чтобы результаты труда были по возможности общественно полезны. При этих условиях ручной труд удовлетворяет потребность ребенка в целесообразной, производящей и нетрудной деятельности, дает простор развитию технических интересов в самых разных областях, где ребенок находит пищу для своей пытливой мысли. Поэтому политехническая школа, считал он, наиболее отвечает интересам и потребностям детского возраста.

Старший школьник постепенно входит в общественно-политическую и профессиональную жизнь общества. Его физическое и интеллектуальное развитие дает ему возможность

 

147

 

разбираться в технике и овладевать ею, формировать взгляд на производственную работу как на общественно полезную. Перед ним встает проблема выбора будущей профессии. Основными стимулами профессионального самоопределения (помимо объективных) являются склонности и способности учащегося. Школьный возраст является преимущественно возрастом обнаружения способностей и проявления склонностей. Но склонности и способности не обязательно совпадают. Задача школы — помочь ученику правильно определить свои способности и возможности. Важную роль в этом П. П. Блонский отводил профориентационной работе, знакомству с разнообразными профессиями, сущностью их, общественной значимостью, тем, при каких условиях можно овладеть ими, и т. п.

Рассматривая содержание и задачи трудового воспитания и обучения в единстве с общими воспитательными и образовательными задачами школы, П. П. Блонский представлял общее содержание школьного образования как синтез гуманитарного и естественнонаучного образования, основанного на современном состоянии науки, согласованного с уровнем интеллектуального и физического развития учащихся и способствующего развитию у них желания и стремления к самообразованию и самовоспитанию.

Вопросы трудового воспитания П. П. Блонский тесно связывал с проблемами эстетического воспитания, исходя из того, что исторически и психологически развитие искусства тесно связано с развитием промышленности. Анализ истории искусства, по мнению П. П. Блонского, убеждает в том, что источник искусства — желание украсить делаемые вещи. Архитектура, скульптура, живопись развились не из беспредметного созерцания природы или человеческого тела, а из размышления о пропорциях, тонах, цвете и т. п. в связи с практическим строительством жилищ, разрисовкой утвари или тканей и т. п. От промышленности, через прикладное искусство шел путь к собственно искусству, считал П. П. Блонский. Производство или украшение вещи требует от человека проявления различных творческих качеств. На этом принципе и должно строиться эстетическое воспитание. Его целью должно быть прежде всего развитие эстетического творчества, пробуждение у ребенка стремления и привычки к искусству, воспитание эстетического вкуса, а не специализация в технике исполнения какого-либо вида искусства (рисование, музыка и т. д.). Стремление к красоте, элементарные эстетические оценки пробуждаются у ребенка очень рано и находятся в тесной связи с его общим умственным развитием, приобретением разносторонних знаний. Задача эстетического воспитания — сформировать на этой основе правильную ориентацию в оценке произведений искусства, развить творческие силы воспитанника.

Необходимой стороной воспитания П. П.: Блонский признавал формирование правильных взаимоотношений между полами. К решению этой проблемы он подходил с точки зрения закономерностей возрастного развития, генезиса и развития сексуальных переживаний, условий их правильного и неправильного протекания. Основной тезис П. П. Блонского при решении этого вопроса состоял в том, что при нормальных условиях половое влечение пробуждается только в период полового созревания. Если же половое влечение под влиянием эротизирующих условий пробуждается раньше полового созревания, это вредит нормальному сексуальному развитию человека и может повредить в организации его семейной жизни.

Особое внимание П. П. Блонский уделял психологии любви, в особенности психологии первой любви. Любовь он рассматривал как сложное переживание, оказывающее сильное влияние на всю личность человека. Она связана со сложным комплексом различных чувств; один из существенных ее компонентов — уважение, являющееся внутренней сдерживающей силой для грубой чувственности. Любовь как высший вид сексуального отношения человека в то же время есть как бы своеобразное ограничение полового влечения, в том числе и по объему: любят одного, тогда как элементарно-чувственная сексуальность обычно полигамна.

Развитие любви как сложного специфически человеческого чувства требует определенной зрелости психики и соответствующей организации полового воспитания, которое не должно ставить перед собой только информационные задачи, а должно быть подчинено педагогическим целям, должно воспитывать установку к любви, показывать сложность содержания человеческой половой жизни. Половое воспитание не должно ограничиваться и чисто гигиеническим содержанием, не должно акцентировать внимание на физиологической стороне половой жизни. В первую очередь половое воспитание предполагает воспитание чувства ответственности друг перед другом.

Основные положения, развиваемые П. П. Блонским по важнейшим вопросам педагогики и психологии, сохраняют свою актуальность и в настоящее время. В той или иной мере они рассматриваются и в работах, вошедших в Избранные педагогические, и психологические сочинения. Естественно, что в них не было возможности отразить все аспекты научной деятельности П. П. Блонского. В их состав включены только работы, наиболее отвечающие задачам «Педагогической библиотеки» и отражающие те принципы, которыми П. П.. Блонский руководствовался на протяжении всей жизни. Идеи гуманизма, внимания к личности ребенка, стремление разобраться в его потребностях и интересах, взгляд на ребенка как на существо изменяющееся, развивающееся, необходимость рассматривать процессы обучения и воспитания в единстве, строить их на основе все стороннего знания возрастных особенностей детей пронизывают все творчество П. П. Блонского. Эти идей стали, ведущими в советской педагогической психологии.