Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

137

 

ПАРТИТУРНАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

 

В. Г. РАЖНИКОВ

НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва

 

Методика «Партитурная транскрипция» рассчитана для работы с явлениями, имеющими темпоральную развертку. Методика была разработана и применена нами для исследования аффективного содержания музыкального образа.

Методика дает возможность исследовать некоторые классы образов через детальное рассмотрение их сукцессивных рядов. Партитурная транскрипция (ПТ) позволяет выявлять, классифицировать и измерять насыщенность содержания каждого выделенного сукцессивного ряда, каждой, выделяемой структурной ячейки или временного отрезка исследуемого процесса. Иначе говоря, при помощи ПТ удается установить, какие и сколько заранее выделенных признаков (элементов) содержания соответствуют тому или иному моменту развернутого во времени процесса.

Термину «транскрипция» мы придаем более широкое толкование, чем обычно принято, и трактуем его как перевод содержания из одной формы в другую, к примеру перевод звукового результата в перцептивное содержание, т. е. в результате действия инструкции записанный нотный текст музыкального произведения рассматривается испытуемым как перцептивный, разнонасыщенный ряд. Таким образом мы получаем возможность узнать, как музыкальное произведение представлено в сознании и чувственной сфере субъекта в виде перцептивных качественных свойств (причем сам перцептивный ряд равнопротяжен тексту музыкального сочинения). Так, какой-то отрезок нотного текста может быть переведен музыкантом в аффективную сферу и предстать как последовательность аффективных (перцептивных) свойств: радостно-нежно-спокойно-печально-легко-тревожно и т. д.

«Партитура»1 — принцип структурирования элементов содержания, распределение признаков, которыми оперирует испытуемый подстрочно, т. е. друг под другом. Принцип такого построения позволяет испытуемому включать и выключать каждый признак на любом участке процесса разворачивания, например, музыкального произведения, независимо от других. Существенно, что включения и выключения наглядны. Партитурный принцип дает возможность рассматривать латентное содержание, формирующееся у субъекта, по крайней мере как трехмерное: первое — протяженность (длина) сукцессивных рядов; второе — насыщенность (глубина) исследуемого процесса. Третье измерение выделяемого субъективного латентного содержания связано с выраженностью признаков (элементов) этого содержания. Оно может быть дано в виде баллирования каждого, действующего на выделенном структурном отрезке признака (см. общий вид «перцептивной партитуры», рисунок).

Процедура методики. В наиболее простом и употребимом виде методика ПТ представлена следующим образом. Испытуемому предъявляется бланк с изображением произведения, композиции и т. п. Под изображением пунктиром намечено максимальное количество строк, на которые будут наноситься в вербализованном или каком-либо другом знаковом виде признаки выявляемого содержания, т. е. элементы суждения испытуемого по поводу характеризуемого им процесса. Вертикальные линии делят изображенную композицию на формальные структурные элементы, каждый из которых чаще всего неаддитивен содержанию данной композиции, произведения и т. п.

 

138

 

 

Выделение же качественных структур латентного содержания есть результат действия методики, ответ испытуемого.

Слева от изображения композиции место для признаков содержания, с которыми работает испытуемый. Они могут быть сразу нанесены на бланки или вписываться туда самими испытуемыми, т. е. извлекаться из исчерпывающего словаря (в зависимости от целей исследования). Все виды инструкций направлены на то, чтобы: 1) выявить из представленного набора признаков те, которые в сознании и чувственной сфере испытуемого связываются с данной изображенной композицией; 2) показать, на протяжении какого именно отрезка композиции «работает» выбранный им признак, где он прерывается и где возникает вновь; 3) показать, в какой степени выражен признак на каждом характеризуемом им отрезке (например, исходя из десятибалльной шкалы).

В полученной от испытуемого партитуре содержания достаточно наглядно показаны все его составляющие: протяженность, локализация признаков и их выраженность. Анализ самой партитуры может привести экспериментатора к заключению о том, как представлено содержание композиции испытуемому, но для детальной обработки и более развернутого анализа необходимо трансформировать партитуру в матрицу следующего вида (см. табл.).

Методика ПТ предполагает качественно-количественный анализ. Полученная матрица анализируется с точки зрения структурного строения запечатленного испытуемым образа: каковы и сколько субъективных структур; совпадают ли они с объективными структурами композиции; какова развитость субъективного содержания, т. е. насколько сложны и дифференцированны связи между признаками содержания, образуются ли иные структуры, отличные от объективных; достаточно ли насыщен континуум признаков или элементов содержания, т. е. достаточно ли их, чтобы разносторонне характеризовать данную композицию. Ориентируясь на сигму, т. е. на суммарную выраженность каждого признака на протяжении всей композиции, можно сделать заключение о иерархичности строения образа этой композиции, т. е. занимают ли одни признаки

 

139

 

 

по отношению к другим преимущественное положение; каков размах выраженности; находятся ли признаки между собой в отношениях явной зависимости, т. е. противопоставлены или нет одним признакам другие, по крайней мере вдвое ярче выраженные; отчетливо ли обозначены границы структур, находящихся в отношениях противопоставления, не вторгаются ли они в контрастную структуру; каковы отношения между признаками внутри каждой структуры; статична или динамична структура, т. е. вырастает ли признак по выраженности; имеется ли генерализованный признак, т. е. длящийся на протяжении всего произведения, и каковы отношения с ним других, дискретных признаков.

Анализ результата действия инструкции, проведение обработки вышеуказанным способом, привлечение других чисто количественных способов обработки дает экспериментатору возможность рассматривать представленное в сознании испытуемого содержание как разные уровни целостности образа. Методика апробировалась на музыкальном материале. От музыкантов-исполнителей путем выполнения ими инструкций были получены перцептивные партитуры исполняемых ими музыкальных произведений. Анализ полученных перцептивных партитур позволил классифицировать, разные этапы формирования чувственного целого. Оказалось возможным говорить о гармоничном целом, об определенно выраженном целом; о слабо выраженном целом; о неопределенно выраженном целом.

Гармоничное целое характеризуется такими особенностями: насыщенность эмоционально-смыслового континуума близка к исчерпывающей, т. е. использованных для оформления содержания признаков столько, что помимо отражения различных настроений в аффективной структуре музыкального произведения привлечены признаки, которые отражают и оттенки этих настроений. Гармоничное целое характерно еще и тем, что структура перцептивного оформления содержания соблюдает границы структурных элементов объективной музыкальной формы. Кроме того, выявляется тонкая и дифференцированная иерархия между перцептивными структурами. Выделяется также большое количество перцептивных структур со значительным насыщением. Внутреннее строение каждой структуры изобилует дифференцированными связями.

Определенно выраженное целое близко по проявлению к гармоничному целому. Качественное отличие заключается в том, что, обладая теми же особенностями, что и гармоничное целое (насыщенность эмоционально-смыслового континуума, совпадение' объективных и перциптивных структур и т. п.), определенно выраженное целое лишено гармоничности связей между параметрами, когда достаточно хотя бы одному параметру не обладать всей полнотой свойств, чтобы образ не стал гармоничным целым.

Слабо выраженное целое — отсутствие или слабая выраженность иерархии в эмоционально-смысловом континууме. Наиболее типичный случай, когда все выбранные для перцептивного оформления признаки выражены очень близкими значениями, в результате чего образ лишен рельефности.

.Неопределенно выраженное целое — недостаточная наполненность эмоционально-смыслового континуума, т. е. количество привлеченных для перцептивного оформления: признаков так мало, что невозможно говорить о каких-либо закономерностях перцептивного содержания.

Помимо указанных возможностей методика «Партитурная транскрипция» может быть использована для исследования структуры оценок компетентных судей, жюри, экспертов и т. п. Методика позволяет рассматривать оценку явления многомерно и, привлекая аппарат анализа, сделать заключение о компетентности оценивающего. В этом случае вместо признаков содержания испытуемым предлагается пользоваться «словарем» оценочных признаков.

 

140

 

НАБОР ПРИЗНАКОВ ДЛЯ ХАРАКТЕРИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА

 

Для удобства пользования признаки в наборе объединены в модальности. В модальность объединены признаки, отражающие одно и то же настроение, различаясь нюансами в зоне этого настроения и степенью выраженности относительно основного свойства этой модальности. Главное свойство признаков, объединенных в модальность, — способность в большей или меньшей степени замещать друг друга в реакции индивида на художественный объект.1

 

 

141

 

 



1 Партитура (ит. partitura). Термин употребляется в основном в музыке и обозначает точное распределение голосов друг под другом, так, что начало всех структурных единиц (тактов, долей) каждого голоса или партии отчетливо видно по вертикали.