Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

130

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ГРУПП

 

Л. А. СУХИНСКАЯ

Днепропетровский государственный университет

 

В последнее время увеличился объем конкретных экспериментальных исследований в области социальной психологии. Среди них не последнее место занимают эксперименты, проводимые в так называемых малых группах. В частности, изучались такие параметры групп, как групповая эффективность, групповая совместимость, проявления межличностных отношений, лидерства и т. д. При этом исследователи пользовались в основном опросными методиками, бланковыми или какими-либо другими средствами, не подразумевавшими использование каких-либо технических средств.

Попытки технического оснащения социально-психологических исследований появились в самое последнее время для изучения какого-либо одного из параметров группы, например сенсомоторные интеграторы (Ф. Д. Горбов, В. В. Медведев, Л. И. Уманский и др.), используемые для исследования коллективной согласованности и рационального подбора групп или эмоциональной идентификации (В. А. Петровский, А. И. Папкин).

Следует отметить, однако, что подобные технические средства служили лишь для моделирования совместной деятельности всех членов группы и не позволяли проводить комплексное исследование группы по нескольким параметрам, т. е. были как бы монофункциональны.

Кроме того, лишь некоторые из этих приборов позволяли производить автоматическую регистрацию действий каждого из участников совместной деятельности, причем число участников совместной деятельности обычно не превышало 3—6 человек. Техническая оснащенность исследований такой особой сферы интрагрупповой активности, как межличностные отношения, представлялась до сих пор особенно сложной.

В данной работе представлена первая попытка исследования межличностных от ношений в группе по ряду параметров с помощью технического устройства, названного ЛКДГ (лабораторный комплекс для диагностики групп). Здесь и далее в тексте под диагностикой уровня развития групп подразумевается оценка их по ряду пара метров, величина и значение которых лежит в определенных пределах.

При разработке данного прибора мы основывались на новом подходе к анализу межличностных отношений, который в последнее время развивается А. В. Петровским. Его сотрудниками были выделены некоторые параметры, которые, могут диагностировать уровень развития группы: коллективистическое самоопределение (И. А. Оботурова, А. А. Туровская), ценностно-ориентационное единство группы (В. В. Шпалинский, А. И. Донцов), действенная групповая эмоциональная идентификация (В. А. Петровский, А. И. Папкин, В. В. Абраменкова, М. А. Туревский), референтность (Е. В. Щедрина), мотивационное ядро выбора (Ю. В. Янотовская, Н. М. Швалева, В. А. Петровский), возложение и принятие ответственности (Л. А. Сухинская) и др. Граничные значения параметров, по которым возможна диагностика уровня развития групп, описаны в работах этих авторов и обобщены в коллективной монографии (Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979).

Кроме того; приборный комплекс облегчает исследование по ряду общеизвестных параметров: социальная избранность (Я. Л. Коломинский), эталонность группы (А. В. Петровский), внушаемость (В. А. Бакеев, В. Ф. Сафин), эффективность совместной деятельности (Ф. Д. Горбов, Л. И. Уманский, Р. С. Немов) и др. Следует особо подчеркнуть, что возможности прибора не ограничиваются изучением только лишь перечисленных параметров.

 

131

 

Анализ межличностных отношений, по А. В. Петровскому, предполагает возможность рассмотрения многоуровневой структуры групповых процессов. Развитие межличностных отношений дается в этом подходе через характеристику страт интрагрупповой активности. Пути совершенствования межличностных отношений в группах предполагают осуществление соответствующих измерительных процедур в этих стратах, прежде всего с целью диагностики уровня развития групп и затем направленного формирования необходимых параметров сложной структуры групповых взаимоотношений.

Для формирования межличностных отношений в группах и коллективах необходимо как можно раньше и четче диагносцировать группы по отдельным параметрам, с тем, чтобы для воспитателя открылась картина возможного планомерного воздействия на группу.

Диагностика дает возможность оценить группу по ряду параметров, сделать срез группы и, следовательно, увидеть, что еще не достигнуто, поставить перед воспитателем конкретные задачи.

Экспериментальное изучение группы по ряду параметров представляет значительные трудности, так как для этого необходимо последовательное применение большой батареи частных методик с обобщенным методом обработки получаемых с их помощью данных, и требует определенного времени и навыков. Поэтому было бы целесообразным производить комплексную оценку группы по различным параметрам с помощью несложных устройств, позволяющих быстро и в неизменяющихся условиях (время, место исследования, качественный состав группы и т. д.) производить оценку уровня их развития. Таким устройством может быть лабораторный комплекс для диагностики уровня развития группы (ЛКДГ).

При активной помощи старшего научного сотрудника лаборатории «Психологические исследования личности в коллективе» Р. С. Немова, многие идеи которого нашли свое воплощение в принципиальных схемах ЛКДГ, в лаборатории экспериментальной психологии Днепропетровского госуниверситета был смонтирован в 1977—1978 гг. первый вариант подобного устройства. Над ЛКДГ работала в г. Днепропетровске группа под руководством доцента Л. А. Сухинской в составе студента-дипломника П. А. Волошина, лаборантов А. В. Пивеня и С. Н. Коробко, инженера И. А. Родимовой и студентов Е. И. Сумарокова, Г. А. Сумароковой, В. И. Савенько и др.

Созданный ЛКДГ позволяет производить диагностику группы численностью до 12 человек. Рассмотрим подробнее принцип работы и возможности ЛКДГ.

1. Назначение ЛКДГ.

Созданный первый вариант лабораторного комплекса для исследования групп и коллективов позволяет реально осуществлять автоматизацию психологических исследований путем выявления степени развития той или иной выделенной в концепции А. В. Петровского страты межличностных отношений группы, причем показателем такого развития служит мера выраженности отдельных параметров. Это прежде всего межличностные связи, относящиеся к поверхностной страте: взаимные симпатии и антипатии, общительность — необщительность, привлекательность — непривлекательность, внушаемость — конформность, психологическая совместимость — несовместимость.

Кроме того, ЛКДГ позволяет диагносцировать второй слой межличностных и личностно-предметных связей и отношений, опосредствованных содержанием основной социально заданной и общественно ценной групповой деятельности, в частности таких, как референтность, коллективистическое самоопределение (КС), ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), эмоциональная идентификация, эталонность, мотивация межличностных выборов, возложение ответственности за успехи и неудачи в групповой деятельности по окончании деятельности, а также система отношений, образующихся в процессе совместной деятельности — проявление отношений «ответственной зависимости» (А. С. Макаренко).

Комплекс представляет собой 12 отдельно оборудованных рабочих мест (пультов) для испытуемых, стол экспериментаторов, за которым могут работать 1—3 человека, ведущие эксперимент. Взаимное расположение участников эксперимента может иметь ряд вариантов. Один из них представлен на рис. 1.

1. 1. Рабочие места для испытуемых. Места для испытуемых подвижны и могут быть пространственно расставлены экспериментатором так, как этого требуют задачи исследования (рядами по 6, по 4, по 3, по 2 в каждом ряду), в виде двух обособленных подгрупп (по 6 испытуемых в каждой подгруппе, в виде подгрупп, в каждой из которых по 4 или по 3 испытуемых и т. п.).

Некоторые исследования требуют, чтобы испытуемые видели друг друга (сидели как бы лицом к лицу), в других это необязательно. Пульты исследуемых могут быть оборудованы съемными шторками, которые используются тогда, когда испытуемым необходима зрительная изоляция. У каждого испытуемого может быть предусмотрено гнездо для подключения наушников головного телефона для ведения переговоров с кем-то из испытуемых или экспериментатором: На пультах у каждого испытуемого имеется табло взаимооценок, состоящее из трехцветных ячеек и кнопки, для проведения различных операций по упорядочению, перегруппировке или ранжировке психологических свойств, качеств, высказываний и других айтемов, а также пульт для проведения психофизиологических исследований (КГР, тремор и др.).

 

132

 

 

1. 2. Пульт экспериментатора и его помощника. На пульте экспериментатора, рас положено табло, состоящее из 144 ячеек; здесь отражаются показатели всех 12 пультов испытуемых, на каждом из которых, в свою очередь, имеется 12 кнопок, предназначенных для ранжированного ответа на вопросы, задаваемые эксперимента тором. Для выявления того или иного параметра экспериментатор предъявляет ряд психологических качеств, перечней целей, фамилий или других айтемов, выбор и последующее ранжирование которых испытуемый осуществляет в процессе исследования. Под табло экспериментатора имеются кнопки «сброс информации», «счет», «запись». При нажатии кнопки «счет» высвечиваются два счетчика показаний, один из которых указывает на «число выборов» (сколько испытуемых выбрали эти айтемы), другой — на «сумму рангов», которую этот айтем набрал при ранжировке в группе, т. е. насколько значим он для группы в целом. На пульте экспериментатора имеется также табло для подачи ложных оценок, имитирующих мнение группы. Например, это нужно при экспериментальном исследовании коллективистического самоопределения или внушаемости в группе. Экспериментатор может с помощью специальных переключателей подать нужную информацию каждому отдельно или всем испытуемым. Комплекс дополняется диапроектором, экраном для демонстраций визуальной информации и осциллографами с большим экраном, необходимыми для исследования психологической совместимости участников эксперимента и оценки действенной групповой эмоциональной идентификации.

2. Проведение диагностики групп с помощью ЛКДГ.

2. 1. Проведение измерений по социометрии, мотивам выборов, референтометрии, ценностно-ориентационному единству, эталонности, возложению и принятию ответственности с помощью ЛКДГ.

При проведении ряда психологических исследований испытуемым предлагают производить выбор и последующую ранжировку каких-либо айтемов. Испытуемые осмысливают предложенный визуально, на слух или с текста набор этих айтемов и, продумав их последовательность, вводят на своих пультах необходимую информацию, нажав на одну из двенадцати кнопок, предназначенных для ранжировки. Так, например, для фиксации взаимных симпатий и антипатий необходимо сделать выбор и записать фамилии 1, 2 и 3-го своих товарищей по степени предпочтения, при изучении референтометрии необходимо ответить на вопрос Экспериментатора, тоже сделав соответствующие выборы 1, 2, 3. Определение ЦОЕ, эталонности, возложения и принятия ответственности также требует выбора и последующих ранжировок различного числа айтемов. Все эти исследования можно успешно реализовать с помощью ЛКДГ. Процедура исследований примерно аналогична. Осветим ее на примере исследования ЦОЕ. Каждому испытуемому в отдельности предъявляют наборы целей, напечатанных на отдельных листах бумаги. В наборе может быть произвольное количество целей (от 2 до 50).

 

133

 

Испытуемые внимательно просматривают предъявляемые цели и, согласно устной инструкции экспериментатора, выбирают и затем производят ранжирование выбранных целей (причем максимально возможное количество выборов — 12, что соответствует числу кнопок на пульте испытуемых). Все пометки по поводу возможной ранжировки они делают на бумаге, а затем по просьбе экспериментатора испытуемые вводят информацию о своих выборах с помощью кнопок, ограничивая свой выбор 12-ю. Экспериментатор получает все необходимые данные в обобщенном виде непосредственно в процессе эксперимента; ту информацию, которая потребуется в дальнейшем, он может записать с помощью записывающего устройства. Экспериментатор с помощью индикаторного табло, отражающего номера нажатых кнопок каждым испытуемым, имеет полную информацию о степени выбора и предпочтения тех или иных айтемов всей группы испытуемых. Для быстроты снятия показаний информация с индикаторного табло поступает и на два счетчика: первый счетчик показывает число выборов, а второй — сумму рангов нажатых кнопок. Состояние индикаторного табло может быть зафиксировано многоканальным самописцем всякий раз нажатием на кнопку «запись».

2. 2. Исследование внушаемости — конформности, возложения и принятия ответственности. При исследовании внушаемости — конформности, коллективистического самоопределения возложения и принятия ответственности и в условиях формирующих экспериментов по снятию конфликтных ситуаций экспериментатору по ходу эксперимента необходимо знакомить испытуемых с действительным или ложным мнением группы, для того чтобы оказывать соответствующее давление на одного или нескольких испытуемых. ЛКДГ предусматривает это. Если производится, к примеру, оценка возложения и принятие ответственности (ВПО) группой, то экспериментатор может видеть, например, как вся группа оценила того или иного испытуемого. Экспериментатор может предъявлять реальную картину взаимооценок или вымышленную картину любому испытуемому. Для этого он должен набрать эту информацию на своем пульте. Каждому испытуемому экспериментатор может «показать», как его оценили испытуемые или как те или иные ранжировки выполнили другие. Оценки здесь осуществляют по 3-балльной или 12-балльной шкале (при этом возможна оценка по шкале от 2 до 12 баллов, для чего испытуемые нажимают соответственно от 2 до 12 кнопок на своих пультах).

Информационный пульт испытуемого содержит табло из 12 ячеек, каждая из которых может гореть тремя разными цветами (красным, зеленым, красно-зеленым), обозначая положительные, отрицательные или нейтральные оценки. Входы табло всех испытуемых соединены параллельно. Зажигание табло у каждого из испытуемых осуществляется экспериментатором. Экспериментатор записывает 3-балльную (или 12-балльную) оценку испытуемых на самописец. Суммарные же оценки (сумма рангов, число выборов) списываются непосредственно с соответствующих счетчиков.

Таким образом, при исследованиях внушаемости — конформности, КС, ВПО и др., в которых используется оценка подставной группы, обычно применяется следующая процедура исследования. Экспериментатор дает задание, к примеру, оценить всех, в том числе и себя, по, скажем, 3-балльной системе. Экспериментатор видит оценки каждого у себя на пульте (эти оценки записываются самописцем) и подает реальную или ложную информацию об этих оценках на время до 1 мин на табло каждого испытуемого. Таким образом, каждый испытуемый может увидеть, как его оценили все остальные члены группы, участвующие в эксперименте:

Если предусмотреть на пульте экспериментатора табло, состоящее из 144 ячеек, и пульт набора ложных взаимооценок, состоящий из 144 двойных включателей клавишного типа, то можно будет подавать истинную или ложную информацию о взаимооценках одновременно всем испытуемым.

2. 3. Категориальные оценки групповой деятельности испытуемых. При исследовании различных форм проявления внутригрупповой активности удобно использовать устройство для категориального анализа групповой деятельности. Это устройство расположено на пульте помощника экспериментатора и имеет вид переносного пульта, состоящего из 120 кнопок; кнопки размещены в ряды по числу испытуемых в группе. Устройство предназначено для фиксации до 10 различных категорий у каждого испытуемого, для чего имеются соответствующие счетчики, подсчитывающие число нажатий каждой из кнопок, т. е. фиксирующие наличие тех или иных форм интрагрупповой активности.

Нажатие осуществляет помощник экспериментатора, используя разработанную схему классификации форм интрагрупповой активности.

Если преследуется цель качественной оценки категорий, «зарабатываемых» каждым испытуемым в отдельности, то необходимая запись их производится с помощью многоканального записывающего устройства.

2. 4. Исследование, эмоциональной идентификации, психологической совместимости с помощью ЛКДГ. При исследовании психологической совместимости — несовместимости, действенной групповой эмоциональной идентификации используются специальные выносные пультики испытуемого и осциллографы. Модель, совместной деятельности — проведение совместными усилиями луча осциллографа по заданной траектории. Предусмотрены различные возможности выполнения данной задачи: выбор одной траектории из нескольких (принятие группового решения), изменение трудности задачи при изменении траектории и режима работы. Запись действий 12 испытуемых

 

134

 

ведется как отклонение действий каждого от суммарного действия группы.

Задача испытуемых — провести луч по лабиринту из точки А в точку В с помощью потенциометра, установленного на пульте испытуемого. Задача выполняется одновременно всеми испытуемыми, действия которых суммируются в общий результат. Каждый испытуемый имеет возможность перемещать луч по вертикали (режим Y) или задавать скорость его перемещения по вертикали (режим Vy).

Скорость движения луча по горизонтали задает экспериментатор. Он может мешать работе испытуемых, сам смещая луч осциллографа по вертикали.

В исходном состоянии все потенциометры у испытуемых и у экспериментатора должны стоять в среднем положении. Экспериментатор запускает луч на экран, и с появлением луча в левой части экрана испытуемые начинают работу. Вращением своих потенциометров они стремятся заставить луч двигаться по заданной, кривой. При этом смещение луча будет пропорционально сумме отклонений всех потенциометров испытуемых от средних точек с учетом знака отклонений.

Для качественной оценки вклада других исполнителей в общую работу каждый имеет возможность посмотреть и оценить работу любого из членов группы. Для этого он. переключает свой переключатель в нужное положение (1 —12) в соответствии с номером рабочего места испытуемого и по шкале стрелочного миллиамперметра оценивает работу своего товарища.

Таким образом, устройство позволяет: а) плавно изменять вклад каждого при взаимосвязанной деятельности; б) осуществлять выбор решения в процессе обсуждения различных вариантов прохождения лабиринта; в) каждому испытуемому в процессе работы осуществлять контроль за вкладом каждого и в случае необходимости помогать другим.

Создавая ситуации парциального или интегрального наказания с помощью звуковых, электрических или социальных санкций, можно фиксировать проявление или отсутствие действенной групповой эмоциональной идентификации в группе.

После предварительной серии, где испытуемые тренировались в проведении луча по прорези и добивались выполнения задач в заранее заданное минимальное время, начинается основная серия, проводящаяся в два этапа. Первый предполагает интегральный тип наказания за ошибки (кто бы ни ошибался в работе, сделав неосторожное движение, наказывалась вся группа). На втором применяется парциальное (частное) наказание (за ошибку, допущенную группой, подвергается наказанию лишь один из испытуемых). Повышение скорости работы каждого отвечало цели групповой деятельности, но быстрота работы повышает вероятность ошибки, а следовательно, возможность наказания. Это и составляло возможность фиксирования уровня развития эмоциональной идентификации в группах (методика В. А. Петровского).

3. Описание принципа работы ЛКДГ.

Для проведения исследований, связанных с выбором и ранжировкой психологических айтемов в ЛКДГ предусмотрены 12 пультов испытуемых, соединенных с пультом экспериментатора. На пультах испытуемых расположены 12 кнопок, с помощью которых испытуемые могут производить выбор и ранжировку предъявляемых айтемов. Пульт экспериментатора содержит информационное табло, отражающее действия каждого испытуемого. По мере предъявления айтемов фиксируется число выборов и общая сумма рангов по каждому из айтемов. Фиксация осуществляется с помощью двух электронных счетчиков. Состояние информационного табло может быть зафиксировано всякий раз нажатием на кнопку «запись».

Один из вариантов принципиальной схемы устройства для изучения процессов выбора и ранжировки различных психологических айтемов изображен на схеме. К каждой из 12 кнопок на пульте испытуемого (КН1—КН12) подключено реле P1—Р12. В исходном состоянии реле P13 включено, а реле P1—Р12 отключены. При нажатии одной из кнопок KH1KH12 подключенное к ней реле включается и самоблокируется. При этом дальнейшее нажатие любой из кнопок (KH1—КН12) не изменяет состояния схемы. Конденсатор С1 заряжаясь, обесточивает реле P13, которое коммутирует своими контактами K13 цепь подсчета числа выборов.

Для подсчета суммы рангов собрана цепочка Р15—Р26 и контактов реле P1—Р12 (K1K12). Сопротивление этой цепочки пропорционально номеру нажатой испытуемым кнопки (KH1KH12).

Цепочки АВ и CD от каждого испытуемого соединяются соответственно последовательно и подключаются ко входам цифровых омметров. Омметр состоит из генератора импульсов, схемы управления работой генератора, состоящей из времязадающей схемы, триггера, стабилизатора напряжения и счетчика числа импульсов.

Время работы генератора, а следовательно и число импульсов, выработанное генератором, пропорционально сопротивлению зарядной цепи между клеммами А и В (вход омметра), а это сопротивление, в свою очередь, пропорционально сумме номеров нажатых испытуемыми кнопок (сумме рангов). Величина этих сопротивлений подобрана так, что число импульсов равно сумме номеров нажатых кнопок.

Для подсчета числа выборов на вход аналогичной схемы подключается цепочка CD, сопротивление которой пропорционально числу испытуемых, нажавших кнопки (т. е. произведших выбор).

Таким образом, счетчики покажут число выборов и сумму рангов. Информационное табло, собранное из лампочек Л1—Л144, показывает экспериментатору данные о

 

135

 

 

выборах по всей группе. По желанию экспериментатора вся информация, содержащаяся на информационном табло, может быть зафиксирована на двух шестиканальных самописцах. Выходы со счетчиков могут быть поданы на цифропечатающее устройство, которое следует помещать в другой комнате.

Для исследования взаимных оценок испытуемых в группе используется схема ранжировок информационные пульты испытуемых и схема для набора ложной информации экспериментатором.

Схема устройства для категориального анализа групповых действий состоит из 24 идентичных счетчиков. Каждый счетчик содержит генератор одиночных импульсов (на микросхеме KI ЛБ 553) и две счетные декады ЯЗИ-62. Для сброса счетчиков предусмотрена схема на транзисторе IT 403.

Блок-схема устройства для оценки эмоциональной идентификации в группах и коллективах состоит из блока контроля действий испытуемых; блока управления лучом, пульта экспериментатора, осциллографа, пультов испытуемых (12 штук).

Все пульты испытуемых идентичны, на каждом из них установлен потенциометр. В цепь каждого потенциометра включен вольтметр. Все вольтметры выведены на панель и представляют собой блок контроля действий испытуемых. Следовательно, каждый пульт испытуемого связан с блоком управления лучом и блоком контроля действий испытуемых. Пульт экспериментатора связан только с блоком управления лучом. Экспериментатор имеет возможность менять трудность задачи и режим работы.

В исходном состоянии все потенциометры у испытуемых и экспериментатора должны находиться в среднем положении. Экспериментатор нажатием кнопки «готов» на осциллографе запускает луч. С появлением луча в левой части экрана испытуемые начинают работу.

Для более глубокого исследования согласованности групповых действий и оценки действенной групповой эмоциональной идентификации процесс решения задачи испытуемыми можно регистрировать многоканальным самописцем: записываются действия каждого испытуемого, суммарный результат действий всех испытуемых и действия экспериментатора. Для этих же целей можно использовать кинокамеру.

Последующая более тщательная обработка полученного с помощью ЛКДГ числового материала может производится на ЭВМ «Минск-22». Программа по математической статистике для ЭВМ «Минск-22» написана на языке «Автокод-инженер» (транслятор АКИ-400/2: статистический анализ экспертных оценок и проверка гипотезы о функции распределения одномерной случайной величины).

Наша дальнейшая работа по совершенствованию ЛКДГ будет направлена на создание диагностического комплекса для оценки уровня развития учебного класса, оборудованного при экспериментальной школе.

 

1.       Горбов Ф. Д. Индивидуум и группа в экспериментальной групповой психологии.— В кн.: Проблемы инженерной психологии (материалы 1-й Ленинградской конференции по инженерной психологии). — Л., 1964, с. 41—42.

2.       Медведев В. В. Экспериментальная установка для исследования согласованности групповых действий и рационального подбора группы. — Вопросы психологии, 1967, № 2, с. 166—168.

3.       Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — Л., 1967.— 172 с.

4.       Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1979. — 288 с.

5.       Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского.— М.: Педагогика, 1979.—240 с.

6.       Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978.— 176 с.

7.       Сухинская Л. А., Родимова И. А., Янда Л. А. Устройство для исследования личностных свойств людей, выполняющих совместную деятельность — В сб.: Дидактика и теория воспитания. Вып. 3. Днепропетровск, 1974, с. 69—73.

8.       Уминский Л. И., Лутошкин А. Н. Об экспериментальном методе социально-психологического исследования. — В сб.: Методы социально-психологических исследований. — М., 1975, с. 9—23.