Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

57

 

СЕНСОРНАЯ АСИММЕТРИЯ У ЗДОРОВЫХ

И У БОЛЬНЫХ ЛОГОНЕВРОЗОМ

 

Е. Л. БЕРЕЖКОВСКАЯ, В. И. ГОЛОД, З. Г. ТУРОВСКАЯ

НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва

 

Настоящая работа относится по своей тематике к проблеме функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга человека. В ней использованы основные и наиболее доступные для исследований, проводящихся на здоровых людях, показатели функциональной асимметрии мозга — моторная и сенсорная асимметрии. В работе использовались методики, адресованные двум сенсорным системам: зрительной и слуховой. Полученные экспериментальные данные интерпретируются в основном в рамках понятий о сенсорном уровне функционирования анализаторов, однако мы считаем целью дальнейшего развития этой работы выявление закономерностей в межполушарных отношениях.

Изучение функциональной асимметрии на уровне взаимодействия обоих полушарий головного мозга, интенсивно проводимое последние годы, позволило выявить преимущественное значение каждого полушария для реализации различных психических функций. Известно, что в самой общей форме полная латерализация психических функций имеет место тогда, когда левое полушарие доминирует по речи и символическим функциям, а правое — по перцептивным и пространственным функциям. Однако более трети людей не имеют полной латерализации психических функций [14]. При неполной латерализации подразумевается, что оба полушария такого относительно симметричного мозга работают по типу одного из полушарий. При этом, естественно, образуется дефицит функций другого полушария.

Следует отметить, что «специализация» полушарий по различным психическим функциям определялась в основном результатами, исследований в области моторной асимметрии. Такой подход сложился в результате традиционных представлений об асимметрии в связи с правшеством-левшеством. На данном этапе уже: назрела необходимость дальнейшего расширения и углубления наших знаний о функциональной асимметрии головного мозга за счет подключения к этой проблематике других парциальных асимметрий — в, первую очередь сенсорных.

Сенсорная асимметрия вообще исследована мало и в особенности на здоровых людях. Из крупных работ в этой области нужно отметить многолетние исследования Б. Г. Ананьева и его сотрудников, касающиеся зрительной, слуховой, осязательной и обонятельной асимметрии

 

58

 

[I], [2], [3]. Используя сенсорные методики, Ананьев, показал, что пространственная локализация объектов разных модальностей связана с совместным функционированием обоих полушарий, при этом Правое полушарие не просто дублирует левое, а играет свою, необходимую для успешной работы целого мозга роль. При этом им было выдвинуто предположение о большей близости в проявлениях асимметрии внутри сенсорных модальностей по сравнению с моторной асимметрией.

В последние годы широкое распространение для исследования асимметрии в функционировании различных анализаторных систем получили дихотические методики, смысл которых заключается в том, что если разный материал предъявлять одновременно двум парным органам различных анализаторов (правому и левому уху; правому и левому полю зрения и т. д.), то, по словам В. Л. Деглина, «полушария вступают в конфликтные отношения и по особенностям восприятия удается судить о полушарной специализации» (цит. по [4]).

Большинство работ этого направления, как на здоровых людях, так и в клинике, выполнено методикой дихотического прослушивания, состоящей в предъявлении через изолированные наушники на два уха испытуемого разных, слуховых стимулов [3]. При этом в случае одновременного предъявления двух слов (или других вербальных стимулов) обычно лучше воспринимаются стимулы, подаваемые на правое ухо (эффект правого уха), что свидетельствует о левополушарной латерализации речевых функций. Преимущественное восприятие стимулов, подаваемых на левое ухо, — эффект левого уха — говорит о локализации речи в правом полушарии. Случаи нечеткой симметрии соответствуют слабо выраженной специализации полушарий относительно речевых функций.

В СССР эта методика была апробирована Е. П. Кок и ее сотрудниками [5], [6]. В их работах было показано, что у большинства здоровых испытуемых имеет место доминирование по речи левого полушария, обычно выраженное в умеренной степени. Вместе с тем были отмечены у здоровых правшей случаи латерализации речи в правом полушарии, чаще незначительно выраженные. В случаях слабо выраженной асимметрии речевых функций, по мнению авторов, правильнее было бы говорить о приблизительно равномерном распределении доминантности между двумя полушариями.

В работах Э. Г. Симерницкой, Б. С. Котик, А. Б. Хавина с помощью методики дихотического прослушивания обследованы большие группы здоровых взрослых испытуемых, детей и больных с различными локальными поражениями головного мозга [11], [7], [9]. Эти исследования, используя онтогенетический подход и клинические данные, показали зависимость формирования асимметрии мозга (в частности, речевой асимметрии) от изменения психологической структуры речевой деятельности ребенка. Такой подход представляется очень ценным, так как он позволяет вести исследование исходя из понятий о целостных психических процессах, различные компоненты которых зависят от функционирования разных полушарий.

По данным В. М. Шкловского [12], полученным на большой выборке больных логоневрозом, средний показатель асимметрии по речи у них приблизительно совпадает с данными здоровых испытуемых.

Хотя в литературе в последнее время встречается немало данных относительно парциальных асимметрий, полученных различными дихотическими методиками, сопоставление между этими парциальными асимметриями проводится не часто. В частности, сопоставление результатов методики дихотического прослушивания со зрительной асимметрией (при измерении времени реакции на зрительные стимулы, подаваемые в разные поля зрения), проведенное С. М. Блииковым и

 

59

 

Э. Г. Симерницкой, является почти единственным в известной нам советской литературе. В этой работе показано совпадение направленности асимметрии в зрительном и слуховом восприятии, т. е. проявление интрасенсорной асимметрии, и несовпадение ее с ведущей рукой [9].

Целью настоящей работы является выяснение особенностей сенсорной асимметрии двух модальностей — зрительной и слуховой — у здоровых испытуемых и у больных логоневрозом. Закономерности возникновения и развития логоневроза (заикания) помогают полнее понять закономерности развития нормальной речи. В свою очередь, на фоне результатов, полученных на здоровых испытуемых, виднее возможные особенности сенсорной асимметрии у заикающихся.

В опытах приняли участие две различные группы испытуемых: группа здоровых из 14 человек в возрасте от 20 до 55 лет (студенты и научные работники) и группа больных логоневрозом, отобранная для проведения психотерапевтического лечения старшим научным сотрудником НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР Ю. Б. Некрасовой, в возрасте от 17 до 42 лет — тоже 14 человек1.

 

МЕТОДИКА

 

Слуховая и зрительная асимметрия исследовалась двумя аналогичными методиками.

Для слухового анализатора это была методика дихотического прослушивания, предложенная Д. Кимура [3]. Основное содержание методики, уже излагалось выше.

В настоящее время методика дихотического прослушивания широко используется для определения латера-лизации речевых зон. Мы попытались использовать эту методику не столько для этой цели, сколько для того, чтобы получить показатели асимметрии в функционировании слухового анализатора (для речевых стимулов) и сравнить их с показателями асимметрии зрительного анализатора.

Вариант дихотической методики, использованный нами, был апробирован на кафедре нейропсихологии и патопсихологии факультета психологии МГУ [5], [7]. Он состоял из 10 серий, включавших по 4 пары однослоговых слов. Интервалы между сериями были по 20 с, а между отдельными парами слов внутри серий — по 0,5 с. Перед опытом давалась инструкция — внимательно слушать, не прислушиваясь специально каким-нибудь одним ухом, и в паузах между сериями воспроизводить те слова, которые удалось запомнить.

Результаты экспериментов по этой методике представлены в виде «коэффициента правого уха», который вычислялся по формуле

 

 

где П — количествоsслов, правильно воспроизведенных из поданных на правое ухо, а Л — тоже из поданных на левое ухо. Ки может иметь как положительное, так и отрицательное значение. В этом, последнем, случае имеет место преобладание речевых стимулов, подаваемых на левое ухо, и, следовательно, речевые зоны локализованы в правом полушарии.

Зрительная асимметрия определялась аналогичной методикой, состоявшей в одновременном монокулярном предъявлении двух разных изображений [10]. Экспозиция была короткой — около 2 с, и поэтому не успевала развиться борьба полей зрения. Испытуемый воспринимал или только одно изображение (левое или правое), или комбинацию из обоих. Далеко не все испытуемые даже к концу опыта понимали, что им показывают две картинки одновременно. Использовалось 10 пар цветных слайдов (детские рисунки), подобранных так, чтобы изображения внутри каждой пары четко различались по цвету и композиции.

Эта Методика, с одной стороны, выявляет варианты, бинокулярного наложения изображений, а с другой стороны, позволяет судить о преобладании в процессе одновременного восприятия двух конкурирующих изображений того или другого монокулярного поля зрения. Результаты экспериментов по зрительной методике выражались в виде «коэффициентов правого монокулярного поля зрения», которые получались следующим образом: для каждого испытуемого подсчитывалось количество случаев, когда воспринималось каждое изображение в отдельности, а также и тех случаев, когда испытуемый видел комбинацию из двух картинок. В этом случае учитывалось,

 

60

 

какую примерно часть каждой из них он видел каждым глазом (1/2; 1/3, 1/4 и т. д.), и эта часть приплюсовывалась к количеству изображений, воспринятых соответствующим глазом. При явном доминировании одного из изображений включение в него одного-двух элементов из другого не принималось во внимание. Если испытуемый воспринимал только предъявленные правому глазу картинки — имела место максимальная выраженность правосторонней асимметрии. Восприятие только левых картинок свидетельствовало о максимальной выраженности левосторонней асимметрии. При одинаковом или приблизительно одинаковом распределении восприятия картинок правым и левым глазом имела место симметрия функционирования левого и правого глаза. Коэффициенты правого монокулярного поля зрения выражались в условных единицах, со знаком « + » при правосторонней асимметрии и со знаком «—» при левосторонней асимметрии. За точку отсчета была принята полная симметрия, обозначавшаяся нулем. От нуля в обе стороны откладывались показатели асимметрии — величины отклонений от симметрии (алгебраическая сумма обоих показателей). Например, если испытуемый видел 8 картинок правым глазом и 2 левым, то его показатель асимметрии был +3, так как он видел правым глазом на 3 картинки больше, чем мог бы увидеть в случае полной симметрии (—5 +5).

Кроме двух основных методик использовался тест определения глаза, ведущего по бинокулярной локализации объекта в пространстве. Эта проба [9] осуществлялась следующим образом: испытуемого просили, фиксируя двумя глазами сравнительно удаленную вертикаль (например, раму окна), совместить с нею вертикаль, находящуюся на расстоянии вытянутой руки (карандаш), и потом поочередно закрывать правый и левый глаз. Когда закрывается глаз, ведущий по локализации объекта в пространстве, ближний объект смещается относительно дальнего в сторону, одноименную закрытому глазу. При закрывании неведущего глаза смещения не происходит. У некоторых людей смещение происходит при закрывании как того, так и другого глаза или не происходит совсем, это — случаи отсутствия «ведущего глаза» по данной функции (случаи симметрии).

Наконец, все испытуемые, и больные и здоровые, были опрошены относительно их моторной асимметрии: выяснялось, правшой или левшой считает себя каждый испытуемый и насколько ярко выражено у него правшество или левшество (при всех ли бытовых действиях ведущая рука одна и та же). Выяснялось также наличие левшества в роду. Эти данные учитывались как дополнительные.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

 

Коэффициенты правого уха для здоровых испытуемых приведены в табл. 1, а для больных логоневрозом — в табл. 2. Количество случаев преобладания правого уха в обеих группах испытуемых оказалось одинаковым; у 9 испытуемых из 14. Левосторонняя асимметрия чаще наблюдалась у здоровых (5 испытуемых), чем у больных (1 испытуемый). Случаев симметрии у здоровых не оказалось вовсе, у больных она была обнаружена у 4 испытуемых.

Таким образом, группы здоровых испытуемых и больных логоневрозом сходны между собой по числу случаев правосторонней асимметрии, но различаются по выраженности левосторонней асимметрии и симметрии. В группе здоровых испытуемых чаще встречается левосторонняя асимметрия, а в группе больных — симметрия.

Что касается количественного выражения асимметрии, т. е. соотношения количества стимулов, воспринятых справа и слева, то в группе здоровых размах значений Кп очень велик— от +77,1 до —54,6%, т. е. имеются случаи резко выраженной и правосторонней и левосторонней асимметрии. В группе больных логоневрозом диапазон колебаний значительно уже: от +39,4 до —4,9%. Необходимо подчеркнуть, что разница в распределении значений асимметрии между группами здоровых и больных логоневрозом лежит не столько в области коэффициентов правого уха, сколько в области коэффициентов левого уха. Если среднее значение для положительных Кп по группе здоровых равно + 30,3%, а для группы больных +20,1%, то для отрицательных Кп среднее значение по группе здоровых составляет — 19,1%, тогда как по группе больных оно равно только — 3,6%: в последнем случае разница средних значений между группами значительно больше.

Итак, по результатам методики дихотического прослушивания видно, что для нашей выборки здоровых испытуемых характерна асимметрия восприятия и воспроизведения слов, подаваемых и на левое и на

 

61

 

 

правое ухо, выраженная достаточно сильно. У заикающихся левосторонняя асимметрия почти совсем не представлена, но появляются случаи симметрии. Случаев правосторонней асимметрии в обеих группах поровну. Это соответствует данным В. М. Шкловского [12], который показал, что по выраженности правосторонней асимметрии больные логоневрозом не отличаются от здоровых. Вместе с тем в той же работе В. М. Шкловского приведены гистограммы распределения значений Кп Для здоровых и больных логоневрозом, между которыми, несмотря на общее сходство, есть различие, заключающееся в том, что максимум у здоровых приходится на положительные значения Кп (10 — 20%), у больных — на интервалы, граничащие с нулем. Таким образом, наши результаты согласуются с данными В. М. Шкловского, полученными на большой выборке испытуемых (147 чел.).

Данные экспериментов по зрительной методике таковы: у здоровых правосторонняя асимметрия выражена в 8 случаях из 14, у больных в 6 случаях из 13, т. е. несколько меньше, чем в слуховом анализаторе2. Левосторонняя асимметрия имела место как у здоровых (4 человека), так и заикающихся (3 человека). Случаев симметрии при восприятии конкурирующих изображений у больных логоневрозом 4, в то время как у здоровых только 2.

По показателю коэффициента зрительной асимметрии3 группы больных и здоровых не различаются. Разброс значений коэффициента для правосторонней асимметрии в обеих группах максимальный (+ 5 усл. ед.), для левосторонней асимметрии в обеих группах — 4 усл. ед.

Таким образом, по результатам экспериментов со зрительной, методикой обнаруживаются те же тенденции, что и по слуховой: более

 

62

 

симметричное функционирование зрительного анализатора у заикающихся по сравнению со здоровыми, причем на фоне достаточно выраженной правосторонней асимметрии у тех и у других. Следует отметить и некоторые отличия: левосторонняя асимметрия значительно более выражена у больных в зрительной методике, чем в слуховой.

В серии опытов на определение глаза, ведущего по бинокулярной локализации объекта в пространстве, выяснилось, что в группе здоровых у большинства испытуемых «ведущим» является правый глаз; из 14 человек только у 1 «ведущий глаз» — левый и у 1 — отсутствует «ведущий глаз». В группе заикающихся из 13 человек у 6 испытуемых зафиксированы отклонения от доминантности правого глаза, причем только в. 1 случае имеет место доминантность левого глаза, а в 5 случаях — отсутствие «ведущего глаза», т. е. симметрия. Здесь, таким образом, как и в других описанных ранее методиках, результаты обнаруживают большее количество случаев симметрии в функционировании зрительного анализатора среди заикающихся, чем среди здоровых испытуемых.

Дополнительные данные, касающиеся моторной асимметрии, показали, что среди здоровых испытуемых было трое считавших себя левшами (но все они пишут правой рукой) и у одного имелось левшество в семье (сам он правша). Среди заикающихся ни один не считал себя левшой; один считал себя амбидекстром, четверо других некоторые бытовые операции выполняют, левой рукой; у одного испытуемого мать — левша. Всего в группе заикающихся имелось 6 человек с неопределенными признаками левшества или с левшеством в семье, а у здоровых — левшей и людей с левшеством в семье — 4 человека. При этом у здоровых — в основном левши (3 из 4) у заикающихся же 5 из 6 — амбидекстры или выполняющие некоторые действия левой рукой. Таким образом, и здесь тоже прослеживается тенденция к несколько большей симметрии среди заикающихся по сравнению со здоровыми испытуемыми. Конечно, такие данные на малых выборках могут быть использованы только как дополнительное подтверждение зависимостей, полученных в основных экспериментах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, результаты экспериментов по обеим методикам позволяют сделать вывод об определенных различиях в работе как слухового, так и зрительного анализатора у здоровых испытуемых и у больных логоневрозом.

Экспериментально обнаружено, что у взрослых заикающихся данной выборки сенсорные системы, имеющие парные рецепторы (зрение и слух), функционируют более симметрично, чем у здоровых.

Дихотическое прослушивание показало, что у здоровых испытуемых имеет место как правосторонняя, так и левосторонняя (хотя последняя реже) асимметрия.

Для больных логоневрозом также характерна правосторонняя асимметрия, однако случаев левосторонней асимметрии среди них почти не было, но зато были случаи симметрии, чего, не было вовсе у здоровых.

Так как дихотическая методика используется как тест для определения стороны речевого представительства в мозгу, то выраженная асимметрия позволяет предположить у здоровых испытуемых соответствующую асимметрию локализации речевых зон (чаще левополушарную). Вместе с тем, по данным этой методики, у заикающихся речевые зоны представляются менее латерализованными.

 

63

 

По результатам экспериментов со зрительной методикой можно судить о том, что и в функционировании зрительного анализатора для заикающихся, более чем для здоровых испытуемых, свойственна симметрия. При этом правосторонняя и левосторонняя асимметрия выражена здесь примерно одинаково у больных и здоровых.

Определение «ведущего глаза» методикой бинокулярной локализации объекта в пространстве и выявление моторной асимметрии обнаружило тенденцию к тем же различиям между группами здоровых испытуемых и больных логоневрозом.

Таким образом, по всем описанным методикам и тестам видно, что для здоровых испытуемых характерна сенсорная асимметрия; у больных логоневрозом имеют место случаи сенсорной симметрии.

 

1.       Ананьев Б. Г. Пространственное различение. — Л., 1955.— 188 с.

2.        Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. — Л., 1960. — 487 с.

3.        Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование онтогенетического развития человека.— В сб.: Проблемы общей, социальной и инженерной психологии, вып. 2— Л., 1968.

4.       Доброхотова Т. А., Брагша Н. Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. — М., 1977. — 360 с.

5.       Кок Е. П., Кочергина В. С, Якушева Л. В. Определение доминантности полушарий при помощи дихотического прослушивания. — Журнал высшей нервной деятельности, 1971, т. XXI, вып. 5, с. 1012—1017.

6.       Кок Е. П. Общее и различное в высших функциях симметричных отделов правого и левого полушарий мозга. — Физиология человека, 1975, т. I, № 3.

7.       Котик Б. С. Исследование латерализации речевой функции методом дихотического прослушивания. — В сб.: Психологические исследования, 1974, вып. VI. М.

8.       Кравков С. В. Глаз и его работа. — М. — Л., 1950.— 532 с.

9.       Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. — М., 1978. — с. 96.

10.    Суворова В. В., Туровская З. Г., Бережковская Е. Л. Некоторые феномены периферического зрения. — Вопросы психологии, 1976, № 6, с. 114—117.

11.    Хавин А. Б. Исследование латерализации речевой функции методом дихотического прослушивания. — Дипломная работа. М., 1972.

12.    Шкловский В. М. Значение доминантности полушарий головного мозга по речи при заикании. — Дефектология, 1976, № 1, с. 2.0—31.

13.    Kimura D. Cerebral dominance and perception of verbal stimuli. — Canad. J. Psychol., 1961, vol. 5.

14.    Levy L., Naqylaki T. A model for the genetics of handedness. — Genetics, 1972, No. 72.



1 Ю. Б. Некрасова, кандидат педагогических наук, в течение многих лет занимается психотерапевтической реабилитацией заикания у взрослых больных.

2 Опыты по зрительной методике проведены с 13 больными логоневрозом из 14, прошедших слуховую методику.

3 См. раздел методики, с. 59.